Burger
От этнических мотивов до контемпорари: 10 молодых казанских композиторов, о которых знают не только в Татарстане
опубликовано — 23.01.2024
logo

От этнических мотивов до контемпорари: 10 молодых казанских композиторов, о которых знают не только в Татарстане

Древние инструменты, электроакустика и джазовые элементы

В этом году мы уже успели поделиться с вами классными неказанскими группами и исполнителями из Татарстана. Продолжаем музыкальную тему подборкой с десятью академическими композиторами и рассказываем, как они сочетают традиции с экспериментами и какие их работы звучат в Европе.



За помощь в создании материала благодарим директора Московского ансамбля современной музыки Викторию Коршунову и композитора Романа Пархоменко

Роман Пархоменко

Композитор, саунд-артист и дирижер работает в жанре contemporary music. Роман создает музыку, опираясь на визуал: сначала рисует идею, а потом на ее основе придумывает звук. Часто в своих композициях он описывает впечатления от природных явлений и их отражения на человеке. К примеру, в 2022 году состоялась премьера пьесы композитора Elements: ее исполнил известный французский ансамбль Intercontemporain на фестивале IRCAM ManiFeste в Париже.

Несмотря на то что его музыка активно исполняется в странах Европы и в США, Роман много работает в России: он — резидент Дома культуры «ГЭС-2», сооснователь и куратор Synesthesia Composition Workshop Центра современной музыки Софии Губайдулиной, координатор reMusik.org — OpenCalls и Международной академии для молодых композиторов в Чайковском.

В октябре 2023 года Роман создал новые электроакустические версии произведений Сергея Курехина, которые были исполнены на его именной премии совместно с музыкантами группы «Кино». А в этом году в Германии состоится мировая премьера новой пьесы, написанной для Ensemble Mosaik и Академии искусств Берлина.

Что послушать:

Elements (IRCAM ManiFeste 2022, Ensemble Intercontemporain, Париж)


Mist and Light (МАСМ, Москва)


Neon Nature (флейта — Игнат Хлобыстин, видеохудожница — Саша Голикова)

«Ждите» (CEAM Artists, МГК им. П.И. Чайковского)

Collision (ГАМ-ансамбль, VIII Saint-Petersburg International New Music Festival)


«Звук затих» (симфонический оркестр Казанской консерватории, дирижер — Роман Пархоменко)

Way | Light | Trees (МАСМ, фестиваль «Пять вечеров», Москва)

Ляйсан Абдуллина

Работая в симфоническом, камерно-инструментальном, хоровом и вокальном жанрах, Ляйсан старается писать максимально «понятную для публики» музыку. Среди ее сочинений — оперы «1+6» с либретто Павла Полякова на основе сказки Артема Силкина и «Береника» по рассказу Эдгара По на собственное либретто, а также концерт для саксофона с оркестром и цикл для четырех флейт «Тетраморф».

В 2023 году на ХIII Международном фестивале «Звучащий дом Софии в Казани» звучало ее трио для виолончели, бас-кларнета и фортепиано. Сейчас Ляйсан выступает в женском джаз-квинтете FantaJazz на клавишных.

Что послушать:

«Переходы» (обработка русской народной песни «А мы масленицу дожидаем». Флейта-пикколо — Мария Курочкина, бас-кларнет — Данила Федосеев, Казанская консерватория)



«Береника» (Диляра Хайрутдинова, Денис Стебунов и камерный оркестр Казанской консерватории, выставочный зал «Манеж», Казанский Кремль)

«1+6» (Kazan OperaLab, театр им. К. Тинчурина)

Эльмир Низамов

В 37 лет Эльмир — уже заслуженный композитор Республики Татарстан, лауреат премии Президента Российской Федерации, член Союза композиторов России и доцент кафедры композиции Казанской консерватории. Его сочинение «Небесное движение» представляло Россию на конкурсе «Международная трибуна современной музыки», который организовали совет по музыке ЮНЕСКО и Европейский вещательный союз. В 2016 году оно же было исполнено старейшим оркестром филармонии Монте-Карло.

Причем композитор создает не только академические произведения: в 2020-м Эльмир написал саундтрек «Звезда надежды» к сериалу «Зулейха открывает глаза». А недавно завершил «Шесть хоров для детского (или женского) хора» на слова русских поэтесс — премьера состоится 6 апреля в Калининграде.

Что послушать:

«Кара Пулат» (театр им. К. Тинчурина)

«Небесное движение» (Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер — Александр Сладковский)

«Өмет йолдызы» (вокал — Эльмира Калимуллина)

Елена Шипова

Альтистка и композитор в своих работах часто обращается к народным темам — например, в произведении «Фантазия для флейты» сталкивает чувашскую песню «Алран кайми аки-сухи» с современными флейтистскими исполнительскими приемами.

В 2022 году девушка написала музыку к спектаклю театра Камала «Муть.Мухаджиры»: постановке о народе, переживающем голод 1880-х. Помимо этого, ее произведения исполняли Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, оркестр Центра современной музыки имени Софии Губайдулиной и другие. Сейчас Елена учится на кафедре композиции в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Что послушать:

Авторский концерт-экзамен Елены Шиповой (исполнение — студенты и выпускники Казанской консерватории)

«Дастан об Айтуке» (симфонический оркестр Татарского государственного академического театра имени Г. Камала, дирижер — Данияр Соколов)

«Шепот» (колыбельная для флейты, кларнета, скрипки и виолончели. Исполнители — Алмаз Багабиев, Данила Федосеев, Анастасия Каткова и Серафим Лаврентьев)

Ильяс Камал

Первый авторский концерт Ильяса состоялся в 2022 году: на нем исполнялись фрагменты из камерной оперы «Минем Такташ», песни в обработке, баллада на стихи, а также музыка для курая, кыл-кубыза и другие произведения. Сейчас Камал — главный дирижер Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина и дирижер Казанского камерного оркестра La Primavera. Для Ильяса важны популяризация татарской музыки и возрождение игры на древних инструментах.

Что послушать:

Minem Taqtaş (авторский вечер Ильяса Камала, первое отделение концерта, ГБКЗ им. С. Сайдашева)

Авторский вечер Ильяса Камала, второе отделение концерта. Музыка для оркестра и солистов (ГБКЗ им. С. Сайдашева)

Концерт Казанского камерного оркестра La Primavera (из произведений Ильяса Камала, набережная озера Кабан)

«Карурман аша» (Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан, главный дирижер — Дмитрий Крюков)

Миляуша Хайруллина

Композитор и пианистка пишет музыку с шести лет. Сейчас она живет на два города: учится в Московской консерватории, а выступает в Казани. Миляуша пишет оперную, симфоническую, камерно-инструментальную, вокальную музыку и композиции для театра.

Две главные премьеры Хайруллиной прошли в 2023 году: опера «Кави — Сарвар» на либретто Айдара Ахмадиева и симфоническая поэма «Поэт» для оркестра и хора. В последней она попыталась отразить путь татарского стихосложения с конца XIX века до наших дней. В поэме шесть частей, и в каждой используется стихотворение одного из национальных авторов.

Что послушать:

Три прелюдии для фортепиано (исполнение — Миляуша Хайруллина. Концерт, посвященный 100-летию профессора Ирины Сергеевны Дубининой, ГБКЗ им. С. Сайдашева)

«День встречи нашей» (исполнение — Эльза Заяри, симфонический оркестр КМК, дирижер — Дмитрий Железнов)

Фархад Бахтияри

Бахтияри вдохновляют академическое европейское искусство и работы, основанные на аутентичных традициях. На увлечение традиционной музыкой повлиял отъезд Фархада из Казани: в 2022 году он окончил Московскую консерваторию имени Чайковского, поступил туда же в аспирантуру и сейчас преподает в Центральной музыкальной школе в Москве.

Тем не менее композитор творит и для казанской сцены: например, он написал музыку для спектакля «Идегей» театра имени Тинчурина. При создании композиций Фархад слушает народную татарскую, иранскую и монгольскую музыку, любит наиграть мотив на домбре, курае или хомусе. Так, в том числе, появились его сочинения Ğibadätxanädä («В святилище»), Ozın («Длина») и другие.

Что послушать:

Ün (сочинение для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, дафа и электроники. «Станиславский», MCME & CEAM Artists)

Колыбельная из спектакля «Идегей», репетиция перед концертной премьерой в зале Мясковского Московской консерватории


Ğibadätxanädä (композиторские читки, Санкт-Петербургская государственная академическая капелла)

Лилия Исхакова

Первый авторский концерт Лилии прошел только в 2023 году. Зато еще в студенчестве она написала «Провидение» для оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной, а ее пьесу The Song That Wants To Soar для ансамбля Two Envelopes исполнили в Брюсселе. Сейчас в Альметьевском государственном театре идет вокальный спектакль «Алтынчеч. Мирас», созданный при помощи Исхаковой, а сама она экспериментирует с тембровым звучанием инструментов и пробует себя в электроакустической музыке.

Что послушать:

«Провидение» (оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной, Галерея современного искусства ГМИИ РТ)

«Поэма» (орган — Фарида Нуруллоева, XIV Международный фестиваль «Звучащий дом Софии» ко дню рождения Софии Губайдулиной, Казанская консерватория)

Алсу Сунгатуллина

Алсу, по ее собственным словам, вдохновляется восточной поэзией и многообразием тюркского мира. В 2023 году прошла премьера ее симфонической поэмы «Лучезарная Казань», посвященной «многоликости столицы Татарстана». Сейчас композитор пишет много произведений для детей, которые используют как учебные материалы в музыкальных школах и на конкурсах. Кроме академической музыки, Алсу Сунгатуллина планирует заняться качественными эстрадными песнями.

Что послушать:

«Карлы яңгыр ява» (триптих для смешанного хора на слова Анвара Шарипова, вокальный ансамбль «Дирижабль»)

«Страницы из жизни» (триптих для флейты, скрипки и фортепиано. Флейта — Алмаз Багабиев, скрипка — Анна Кохан, фортепиано — Алсу Сунгатуллина. Органный зал филармонии, Пермь)


Мердан Бяшимов

Композитор родом из Туркменистана сочетает народные тюркские мотивы с элементами джаза. Мердан был победителем V Международного конкурса молодых исполнителей — там он представил сочинение в жанре фортепианного квинтета.

В 2022 году в зале имени Сайдашева прошел концерт «Голоса предков» — ансамбль традиционных инструментов исполнил на нем произведение Бяшимова «Мунаджат». Там же прозвучало «Два плача» из цикла пьес на мордовские темы — для струнного квартета, фортепиано, контрабаса и ударных. Сейчас Бяшимов — преподаватель кафедры композиции Казанской государственной консерватории имени Жиганова.

Что послушать:

Kinisi (Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана)

Sedy Maritsya («Солисты Москвы», гала-концерт финалистов V Международного конкурса композиторов памяти А. Шнитке и С. Рихтера, камерный зал Московской филармонии)